Методическая копилка



 Старший воспитатель
                      Сухорукова Светлана Валентиновна
                     Время работы:  Пн-Пт 8.00-16.30


Дошкольное образовательное учреждение реализует Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издание исправлено и дополнено 2006 год. С учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,   Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012года. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.     
Обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от рождения до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В данной программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становления личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» В.В.Давыдов, В.А.петровский о признании самоценности дошкольного периода детства.
Цели: Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой  и «примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,   Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой:
-   создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
-   формирование основ базовой культуры личности;
-   всестороннее развитие психических и физических качеств;
-   подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Группы компенсирующей направленности реализуют программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста под редакцией Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова. Рекомендована Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» М., «Просвещение» 2008 г.
Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.
Ядром программы является работа, направленная на создание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 283- это учреждение комбинированного вида, основные цели:
-   охрана жизни и укрепление здоровья детей;
-   обеспечение интеллектуального, личностного и физического 
             развития ребенка;
-   приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-   взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
-   создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
-   забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
-   наличие психологической помощи;
-   наличие групп компенсирующей направленности (ТНР).
Приоритетным направлением нашего дошкольного образовательного учреждения является:
-   музыкально-эстетическое;
-   коррекционно-логопедическое;
-   психологическое.
       Принципы проектирования образовательного процесса

В структуру  образовательного процесса МБДОУ ДС № 283 включены следующие блоки:
-   непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
-  образовательная деятельность в режимных моментах;
-   самостоятельная деятельность детей;
-   образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
-   Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
-   Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
-   Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
-   Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы),  а также через их интеграцию с  использованием разнообразных форм и методов работы. Выбор, которых осуществляется педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения реализуемой Программы и решения конкретных образовательных задач.

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность в семье
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность  и др.
Решение образовательных задач в ходе режимных моментов
Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей  и игровой среде
Решение образовательных задач в семье

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности в ДОУ, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения с взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. 
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов.
Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движение, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.
Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.
Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.
Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.
В апреле - мае  проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.

Учебный план МБДОУ ДС № 283, реализующий
 «Программу воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А.Васильевой

Приоритетные направления Образовательной области
Виды НОД
1-я мл.гр.
2-я мл.гр.
Средняя группа
Старшая группа
Подго-ная группа
2-3г
3-4г
4-5л.
5-6л.
6-7л.
Количество часов


Нед.**
год
Нед.
год
Нед.
год
Нед.
год
Нед.
год
Инвариантная часть (обязательная)
Познавательно речевое направление

2,5
90
2,5
90
2,5
90
3,5
126
5,5
198
Образовательные области
Познание
Обучение грамоте








1
36
Формирование элементарно математических представлений
1
36
1
36
1
36
1
36
2
72
Конструирование
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
Коммуникация
Развитие речи
0,5 ***
18
0,5
18
0,5
18
1
36
1
36
Чтение худ. литературы
Ознакомление с худ. литературой
0,5
18
0,5
18
0,5
18
1
36
1
36
Социально-личностное направление

1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
Образовательные области
Социализация, труд, безопасность
Ознакомление с окружающим миром
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
Художественно – эстетическое направление

4,5
162
4,5
162
4,5
162
5,5
198
5,5
198
Образовательные области
Музыка
Музыкальное
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
Художественное творчество
Рисование
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
Лепка
1
36
1
36
1
36
0,5
18
0,5
18
Аппликация
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
Ручной труд






0,5
18
0,5
18
Физическое направление

2
72
3
108
3
108
3
108
3
108
Образовательные области
Физическая культура, здоровье
физкультурное
2
72
3
108
3
108
3
108
3
108

ИТОГ
10
360
11
396
11
396
13
468
15
540
Вариативная часть
Приоритетное направление психологическое
Кружок «Цветик семицветик» программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет ****




1
36




Коррекционно - логопедическое
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста под редакцией Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.






2
72
2
72

Всего
10
360
11
396
12
432
15
540
17
612
Примечание:
-   * название видов НОД внутри каждой образовательной области будут варьироваться в зависимости от используемых программ нашим дошкольным учреждением;
-   ** в учебном плане указано количество часов в неделю по каждому направлению развития детей.
-   *** число 0,5 означает, что НОД проводятся один раз в две недели в чередовании с другим видом НОД.
-   **** количество НОД по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка, например, воспитанник подготовительной к школе группы, согласно примерному плану, может посещать не более 2 факультативных занятий из перечня предлагаемых образовательных услуг ДОУ. 
Годовой календарный учебный график
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида № 283 на 2013-2014 учебный год.

Содержание

Возрастные группы
Первая младшая группа (2-3 лет)
Вторая младшая группа (3-4 лет)
Средняя группа (4-5 лет)
Разновозрастная группа (5-7 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная группа (6-7 лет)
Количество возрастных групп
1
2
3
4
5
6
Начало учебного года
02 сентября

Окончание учебного года
31 мая

Продолжительность учебного года, в том числе деление на полугодия
36 недель

1 полугодие
17 недель

2 полугодие
19 недель

Продолжительность каникул в течение учебного года
01.01.2014.-12.01.2014.
01.06.2014-31.08.2014.
Продолжительность учебной недели
5 дней
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности
9 мин
15 мин
20 мин
25/30 мин
25 мин
30 мин
Перерыв между НОД
10 мин

Объем недельной образовательной нагрузки (НОД), в том числе:
1 час 30 мин
2 часа 30 мин
3 часа 20 мин
5 час 50 мин/10 час
5 час 50 мин
10 час
В первую половину дня
45 мин
2 час 30 мин
3 час
3 час45 мин/7час 30 мин
3 час45 мин
7час 30 мин
Во вторую половину дня
45 мин
-
20 мин
1час 15 мин/1 час 30 мин
1час 15 мин
1 час 30 мин
Объем дополнительной образовательной нагрузки
-
-
-
-
50 мин
1 час

Сроки проведения мониторинга

01.10.2012.-15.10.2013.
13.05.2014.-27.05.2014
Праздничные дни
5 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая

Регламент непосредственно образовательной деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 283 на 2013-2014 уч.год.

Возрастная группа,
Программа,
Количество в неделю занятий и минут
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
ЧЕТВЕРГ
ПЯТНИЦА
I младшая группа
 с 2 до 3 лет.
10 занятий в неделю по 10 мин = 100 мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с учетом  проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
1). О.о.«Коммуникация» Развитие речи (ознакомление с художественной литературой);
. 09.00.-09.10. (1)
09.20. – 09.40. (2)




2). О.о. «Музыка» музыкальное
15.20.-15.30.

1).О.о. «Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (конструирование развитие сенсорной культуры) .
 09.00.-09.10. (1)
09.20. – 09.40. (2)
;
2). О.о. «Физическая культура». Физкультурное
 15.20.-15.30. (1)
15.40-15.50. (2)

1). О. о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ознакомление с окружающим
09.00.-09.10. (1)
09.20. – 09.40. (2)




2). О.о. «Физическая культура». Физкультурное
 15.20.-15.30. (1)
15.40-15.50. (2)
1). О.о. «Музыка» музыкальное
09.00.-09.10.






2). О.о.«Художественное творчество» Лепка
15.20.-15.30. (1)
15.40-15.50. (2)
1).О.о.«Художественное творчество» рисование
09.00.-09.10. (1)
09.20. – 09.40. (2)







2). О.о. «Физическая культура». Физкультурное
 15.20.-15.30. (1)
15.40-15.50. (2)
II младшая группа с 3 до 4 лет.
10 занятий в неделю по 15 мин = 150 мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с учетом  проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
1). О.о.«Художественное творчество» рисование
09.00.-09.15.(1)
09.25.-09.40.(2)



2).О.о.«Музыка».музыкальное
15.40.-15.55.

1). О.о.«Познание» РЭМП;
09.00.-09.15.(1)
09.25.-09.40.(2)



2). О.о.«Художественное творчество» «Познание»,
Конструирование, развитие сенсорной культуры
15.10.-15.25.(1)
15.35.-15.50.(2)
1).О.о.«Коммуникация»
Развитие речи, чтение художественной литературы
09.00.-09.15.(1)
09.25.-09.40.(2)

2). О.о.«Физическая культура» физкультурное.
 15.10.-15.25.
1). О.о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ознакомление с окружающим
09.00.-09.15.

2).О.о.«Музыка».
музыкальное
09.25.-09.40.
1).О.о.«Художественное творчество»
Ø  Лепка (I, III).
Ø  Аппликация (II,IV)
09.00.-09.15.(1)
09.25.-09.40.(2)

2). О.о.«Физическая культура» физкультурное.
 15.10.-15.25.
Средняя группа с 4 до 5 лет.
11 занятий в неделю по 20 мин = 220 мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с учетом  проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
1). О.о. «Коммуникация»
Развитие речи (чтение художественной литературы);
09.00.-09.20

2) О.о. «Художественное творчество» рисование
09.30.-09.50.
1). О.о.«Познание» РЭМП;
09.00.-09.20.



2). О.о.«Художественное творчество» лепка
  09.30.-09.50.
1). О.о. «Музыка» музыкальное;
09.00.-09.20.

2) О.о.«Художественное творчество», «Познание»
Ø  Конструирование (I,III).
Ø  Аппликация (II,IV)
09.30.-09.50.
3). О.о.  «Физическая культура»физкультурное.15.35.-15.55.
1). О.о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ребенок и окружающий мир
09.00.-09.20.
2). ). О.о. «Физическая культура» физкультурное. (на улице)
10.00.-10.20
1). О.о. «Музыка» музыкальное;
09.00.-09.20.


2). О.о.  «Физическая культура» физкультурное.
15.35.-15.55..




Разновозрастная группа с 5 до 7 лет.
1 гр. – 6-7 лет, кол-во занятий 14 по 30 мин. 420 мин;
2гр. – 5-6 лет, кол-во занятий 13 по 25 мин. 325 мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с проекта образовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой

1). О.о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание
09.00.-09.30.
2).О.о.«Художественное творчество» Рисование.

09.40.-10.10.

3). О.о.«Физическая культура» физкультурное.
(на улице)
 11.00.-11.30.
1).О.о.«Познание» ФЭМП.;
09.00.-09.30.

2).О.о.«Художественное творчество»
Лепка (I, III)
Аппликация (II, IV) 09.40.-10.10.






3).О.о.«Музыка» музыкальное
15.20.-15.50.
1). О.о. «Коммуникация»
Развитие речи (чтение художественной литературы);
09.00.-09.30.
2).О.о.«Художественноетворчество»«Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
Конструирование /Ручной труд
09.40.-10.10.
3). О.о.«Физическая культура» физкультурное.
16.00.-16.25 (2гр. 5-6 лет); (1гр. 6-7 лет).
1). О.о.«Познание» ФЭМП.;
09.00.-09.30.
(1 гр. 6-7 лет);

2).О.о.«Художественное творчество» Рисование.
09.40.-10.05.
(2 гр. 5-6 лет)


3).О.О.«Чтение художественной литературы»
10.15.-10.45.
1).О.о. «Коммуникация»
Развитие речи, бучение грамоте
09.00.-09.30.(1 – 6-7 лет)



2).О.о.«Музыка» музыкальное
10.15-10.55


3).О.о.«Физическая культура» физкультурное
16.00.-16.25,
16.35.-17.00.
 (2гр.5-6 лет);(1гр.6-7 лет)
I, II и III период
Старшая группа речевой коррекции с 5- 6 лет.
Кол-во з-ий 12+3=15 (коррекционных) по 25 мин=375мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с учетом проекта  примерной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
1). О.о. «Коммуникация» коррекционное НОД
09.00.-09.25.
2).О.о.«Художественное творчество»     
Ø  Лепка (I, III);
Ø  Аппликация (II, IV) 09.35.-10.00
3). О.о.«Физическая культура» физкультурное. (на улице)
10.30.-10.55.


1). О.о. «Познание»
ФЭМП;
09.00.-09.25.
2).О.о «Художественное творчество»      Рисование
09.35.-10.00
3).О.о.«Коммуникация» коррекционное НОД
15.20.-15.45.
1).О.о.«Коммуникация» коррекционное НОД
09.00.-09.25.
2) О.о.«Музыка» музыкальное
09.40.-10.05.

3).О.о.«Физическая культура» физкультурное
16.00.-16.25.
1). О.о.«Коммуникация» развитие речи, чтение худ. литературы
09.00.-09.25.

2).О.о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание
 09.35.-10.00.
3) О.о.«Художественное творчество» рисование
15.20.-15.45.
1).О.о.«Художественное творчество»«Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
Конструирование /Ручной труд
09.00.-09.25.
2). О.о.«Музыка» музыкальное
09.40.-10.05.
3). О.о.«Физическая культура» физкультурное
16.00.-16.25.
I, II и III период
Подготовительная группа речевой коррекции с 6-7 лет.
Кол-во з-ий 14+3=17 (коррекционных) по 30 мин=510мин.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, с учетом  проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии с ФГТ «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
1) О.о. «Труд», «Безопасность», «Социализация» Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание
09.00.-09.30.

2).О.о «Художественное творчество»  Рисование
09.40.-10.10.


3). О.о. «Коммуникация» коррекционное НОД
15.10.-15.40.
4). О.о.«Музыка» музыкальное
16.20.-16.50.

1) О.о. «Познание»
РЭМП
09.00.-09.30.








2).О.о «Художественное творчество» Рисование 09.40.-10.10.

3). О.о.«Физическая культура» физкультурное. (на улице)
10.30.-11.00.
4). О.о.«Музыка» музыкальное
16.20.-16.50.

1)О.о.«Коммуникация» коррекционное НОД 09.00.-09.30.






2).О.о.«Художественное творчество»«Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
Конструирование /Ручной труд
09.40.-10.10.

3). О.о.«Физическая культура» физкультурное
16.35.-17.00.

1) О.о. «Познание»
РЭМП
09.00.-09.30.







2). О.о.«Коммуникация» развитие речи, чтение худ. Литературы
 09.40.-10.10.
3).О.о.«Художественное творчество»     
Ø  Лепка (I, III);
Ø  Аппликация (II, IV)
10.20.-10.50.

4).О.о. «Чтение художественной литературы»
15.10.-15.40.
1)О.о.«Коммуникация» коррекционное НОД 09.00.-09.30.







2). О.о.«Коммуникация» развитие речи, чтение худ. литературы
09.40.-10.10.

3). О.о.«Физическая культура» физкультурное
16.35.-17.00.


ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА

Всем вам давно известно, что в стране происходит активная реформаторская деятельность. Реформы задели и систему образования. В школах введен федеральный государственный образовательный стандарт. А в детских садах введены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. ФГТ утверждены и введены в действие 23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ  N 655. Сегодня я предлагаю вам получить ответ на два вопроса, очень часто задаваемых родителями. Во- первых «ЧТО ТАКОЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?» и во – вторых, «КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГТ?»
Итак, что такое ФГТ? Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения.
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс.

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике  понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности  соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание»,  «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
ПРИНЦИПЫ Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
  • Способствует  достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую  и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  • Формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны  детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
  • Строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым
  • ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Родители старшей группы должны были заметить это. Воспитатели оформили уголок для родителей по теме недели, где вы можете ознакомиться с заданиями, которые вам предлагают выполнить дома с ребенком.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Одним из основных принципов является принцип интеграции.
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Содержание обязательной части определяет примерная программа.
Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», по которой работает наш детский сад, переработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями. 3 Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа учитывает особенности: современного ребенка, современного педагога, современного родителя.
современный ребенок:
  • Любит свою семью, друзей, детский сад, Родину.
  • Любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать.
  • Ориентирован на познание мира, природы.
  • Имеет представления о ближайшем окружении, о своем настоящем и будущем.
  • Оценивает явления с позиций интереса, утилитарности, эстетичности.
  • Внутренние резервы раскрываются в детских видах деятельности.
  • Он – носитель субкультуры.                                                        Что отличает дошкольника 21 века?
Больше, чем сверстники 80-90 г.г. ХХ-го века, ориентирован на будущее.
В детской деятельности стремится объединять разные виды в один процесс (интегрировать).
Ориентирован на проявление свободы и самостоятельности.
  • Легко осваивает современные технические средства.
  • Ориентируется в марках автомобилей, мобильных телефонов, в рекламе.
  • Путешествует по стране и миру.
  • Смотрит со взрослыми одни и те же телепередачи, слушает песни, ходит в кафе…
Что отличает родителей дошкольников ХХI-го века?
  • Любовь к ребенку, понимание важности и необходимости взаимодействия с ребенком.
  • Наличие трудностей и неуверенность во взаимодействии с ребенком.
Содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. Это программа обогащенного развития детей, через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Соответствие ФГТ  Освоение образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
  • основные направления развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Изменения в организации педагогического процесса
  • комплексно-тематический принцип планирования;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.  Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработал, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов;
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Изменение технологии реализации программы
  • экспериментирование
  • создание детских микро и макро-проектов
  • детское коллекционирование
  • игровая импровизация
  • разрешение игровых проблемных ситуаций
  • интерактивные технологии
Принятый документ (ФГТ) определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • любознательный, активный.
  • эмоционально отзывчивый.
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту.
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Поэтому, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
1)    Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2)    Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий
3)    Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
4)    Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
5)    Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6)    Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
План
мероприятий по обеспечению введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в МБДОУ №283

направления
мероприятия
срок
Ответственный
  Создание  нормативного обеспечения введения  ФГТПриказ  о   создании   рабочей   группы  и утверждении плана мероприятий по введению  ФГТ.
Разработка локальных актов по внедрению ФГТ.

Сентябрь 11 годаЗаведующий
Методическое обеспечение по реализации  ФГТАудит методического сопровождения, развивающей среды при реализации образовательной программы.
Приобретение методической литературы по ФГТ.
Дискуссионный стол «Новизна в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Октябрь- декабрьСт.воспитатель
Работа постоянно – действующих семинаров для педагогов  ДОУИзучение приказа № 655.
Освоение  ФГТ .
Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в дошкольном образовании.
Круглый стол «Приведение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ».
Изучение новых СанПиН всеми участниками воспитательного процесса.

ежемесячно Ст.воспитатель
Консультирование педагогов  ДОУ  по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультации по моделированию образовательных программ в соответствии с  ФГТ  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

постоянноСт.воспитатель
Кадровое обеспечение введения  ФГТ

Курсы повышения квалификации, тематические курсы, практические семинары  по   вопросам   внедрения   ФГТ  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2011г.

Согласно плана курсовСт.воспитатель
Информационное обеспечениеСоздание страницы на сайте ДОУ.
Размещение аналитического материала по результатам проведенной экспертизы соответствия содержания образования требованиям ФГТ в ДОУ.
Ознакомление  родителей на родительском собрании.
Информационный стенд для родителей «Знакомство с новыми ФГТ»
ДекабрьСт.воспитатель
Обобщение педагогического опыта инновационной деятельностиНакопление, обобщение продуктов инновационного опыта по внедрению ФГТ.
Сотрудничество с другими садами по разработке образовательных областей.
постоянноСт.воспитатель, педагоги ДОУ

Введение Федеральных государственных требований в ДОУ.
         На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения и навыки детей) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.
         В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «Успех» цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.
В действующую структуру планирования, ФГТ вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность детей.
         Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой. Главным результатом станет повышение качества образования в условиях ДОУ.
Приоритет отдается нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приемах работы.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Структура содержания дошкольного образования

Образовательные области
Физическое развитие
«Физическая культура» - развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
«Здоровье» - сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.
Познавательно-речевое развитие
«Коммуникация» - развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Чтение детям художественной литературы» - формирование целостной картины мира;
-  развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
Художественно-эстетическое развитие
«Музыка» - развитие  музыкально-ритмической деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие физических,  личностных и  интеллектуальных качеств.
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.
Социально-личностное развитие
 «Социализация» - личностное развитие воспитанников;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие физических,  личностных и интеллектуальных качеств.
«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

Главная задача старшего воспитателя  – помочь воспитателю перейти к этой деятельности.
Перед старшим воспитателем  стоят следующие задачи:
  1. Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.
  2. Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.
  3. Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.
  4. Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.
Структура методической службы и стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития учреждения.

На этапе изучения примерной основной общеобразовательной программы «Успех» используем такие формы:- методические часы
- самообразование
- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме
- районные методические объединения.
- мини-лекции,
- индивидуальные консультации
- проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.

    На этапе внедрения программы создана творческая группа.
С педагогами организуются такие формы работы:

- советы педагогов
- семинары – практикумы
- обучение
- мастер – классы и т.д.

         На этапе обобщения используются такие формы работы:
1. Обмен опытом (как внутри д/с, так и вне его).
2. Разработка методических рекомендаций:
- педагогических проектов
- создание банка педагогических идей
- презентации опыта работы и т.д.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА. ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
К концу младшего дошкольного возраста ребенок: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­скими навыками. У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений. Он проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятель­ности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к не­которым двигательным действиям и подвижным играм. Дошкольник владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания — умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым плат­ком, расческой).
Любознательный, активный. Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свиде­тельствуют многочисленные вопросы о людях, их действиях, о живот­ных, предметах ближайшего окружения («Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»). Проявляет стремление к наблюде­нию, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, исполь­зованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простей­шему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой). В совместной с педагогом позна­вательной деятельности переживает чувство удивления, радости позна­ния мира.
Эмоционально отзывчивый. Ребенок проявляет эмоциональную от­зывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обижен­ного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах раз­личать эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев), веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, а также и животных («Дети играют с котята­ми — всем весело»), эмоционально откликается на содержание про­читанного, сопереживает героям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на во­просы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повсе­дневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее.
У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Способный управлять своим поведением и планировать свои дейст­вия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок ос­воил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определен­ными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобре­ния правильных действий взрослыми.
Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объеди­няться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляют стремление к положительным поступкам, но их взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подра­жание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.). При­нимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
Ребенок владеет игровыми действиями с игрушками и предмета­ми-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпи­зодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать обще­принятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игруш­ки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, госу­дарстве, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые само­стоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
Представления о семье и обществе. Ребенок узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
Ребенок понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
Представления о природе. В общении с воспитателем и сверстни­ками ребенок называет хорошо знакомых животных и растения бли­жайшего окружения и обитателей уголка природы, их действия, яркие признаки внешнего вида («Золотая рыбка живет в аквариуме, плавает, ест корм, у нее красивый хвост и плавники»).
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Ребенок внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, при­нимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА. ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу пятого года жизни ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­скими навыками. Физические возможности детей значительно возрос­ли: движения их стали значительно более уверенными и разнообраз­ными. Дети испытывают острую потребность в движении, отличаются высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигатель­ной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непо­слушными, капризными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказы­вает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.
Любознательный, активный. Дошкольник пятого года жизни отли­чается высокой активностью и любознательностью. Задает много во­просов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стре­мится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирова­ния. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объ­ектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ис­пользует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, состра­дания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка пере­дает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает ра­дость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подо­брать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к само­выражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практи­ческих делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за живот­ными, растениями), но и активно стремится к познавательному, ин­теллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов по­искового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элемен­тарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет раз­ными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремит­ся к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные зна­ния и способы деятельности для решения несложных задач, постав­ленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в со­вместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения ин­теллектуальных и бытовых задач.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею ри­совать»), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («стро­ить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и прочее).
Представления о семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событи­ях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных.
Представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях. Беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспита­теля, прачки.
Представления о государстве. Знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его зада­ния, отвечать, когда спрашивают.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
У ребёнка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА. ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу шестого года жизни ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеничес­кими навыками.
Физическое развитие. Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, прояв­ляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения, стремится к проявле­нию индивидуальности.
Освоение культурно-гигиенических навыков. Дошкольник самосто­ятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.
Любознательный, активный. Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предпо­ложение, доказать). Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, инте­ресуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фан­тазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
Эмоционально отзывчивый. Ребенок понимает эмоциональные со­стояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомими­ке, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.), проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, карти­ны, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчи­вость). Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоци­онального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве или музыке (цвет, композиция, интонация, темп), в худо­жественной литературе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Умеет интересоваться состо­янием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рас­сказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Ребенок внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный ре­зультат и характер взаимоотношений («Мы дружно играли»).
Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать оче­редность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, граммати­чески правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются эле­ментарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элемен­тарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем по­ведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределе­ния игрушек, предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.). Стремится к мирному разрешению кон­фликтов, к сдерживанию негативных проявлений поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Проявляет самостоятельность в разнообраз­ных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитате­ля), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить по­лученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить соб­ственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художест­венной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную пе­дагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их созда­ния средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предме­ты украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятель­ности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.
Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразователь­ной деятельности. Ребенок способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, ак­тивно использует доступные средства — поисковые действия, сравне­ния. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за рас­тениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, госу­дарстве, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования («Надо следить за чистотой рук, ды­шать свежим воздухом»). Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную само­оценку, стремится к успешной деятельности.
Представления о семье. Ребенок имеет представления о семье, семей­ных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родствен­ные связи (разговор по телефону, переписка, посещения), как проявля­ются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
Представления о государстве и мире. Ребенок имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Имеет некоторые представления о природе родной страны, досто­примечательностях родного города и России, ярких событиях ее недавне­го прошлого, великих россиянах (воинах, изобретателях, путешественни­ках, художниках), прославивших Россию, знаменитых жителях своего го­рода. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны.
Представления о природе. Ребенок имеет представления о много­образии растений и животных, их потребностях как живых организмов  владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным дейст­виям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым  и действовать по нему без напоминания, способен аргументиро­вать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изо­бразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (смотри со­ответствующие разделы программы по образовательным областям).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ. ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
К концу старшего дошкольного возраста ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­скими навыками. У ребенка сформированы основные физические ка­чества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, прояв­ляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного ре­зультата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, не­обходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, ут­ренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается ре­шения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой ре­чевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему по­ложению школьника, стремится овладеть грамотой — чтением, пись­мом, счетом.
Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседнев­ной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам вы­двинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельнос­ти. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. От­кликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, инто­нации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состо­яния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, расска­зов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного ис­кусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведе­ния, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познаватель­ную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в кол­лективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему резуль­тату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элемен­тарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и по­требностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными цен­ностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. п.). В поведении наблю­даются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реаги­рует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повто­рения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к эле­ментарному планированию своих действий, направленных на достиже­ние конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. п.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­мы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные зна­ния и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуа­ции может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребе­нок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и мате­риалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качест­вами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет суще­ственные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представление о себе. Ребенок имеет представление о своем воз­расте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанно­стей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.
Представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.
Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнооб­разии языков.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и вы­полнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Прояв­ляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владе­ет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих дейст­вий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходи­мые для осуществления различных видов детской деятельности (см. соответствующие разделы программы по образовательным областям).





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий